МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18"  

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛ. АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН С.МОСТОВСКОЕ

 

Официальный сайт 

   

Советы логопеда

 

 

Советы учителя – логопеда.

Дисграфия.

 

   При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

 

   Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?

 

1. Сначала вычленить нужный звук из слова.

2. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.

3. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.

4. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.

5. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками.

 

Письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов!!!

Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».

2. Пропуск букв.

3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»

4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».

5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».

6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).

7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ( «ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность»  в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.

9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.

10. Переносит слова как попало

11. Часто не делает пробелов между словами.

12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

 

Неречевая симптоматика дисграфии.
   У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной  дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

 

 

 

 

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

 

   Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

 

1. Если ребёнок пропускает буквы:

 – Упражнение «Волшебный диктант».

   Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: каж-дый прав-ды и-щет, да не каж-дый ска-зы-ва-ет, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

 - Упражнение "Корректурная правка".
   Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

- Упражнение "Пропущенные буквы".
   Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания:

 – Упражнение «Образ слова»

   Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

 

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах:

 Упражнение «Весёлый мультфильм».

   Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

   Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

 

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка:

- Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
   То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, уделяется наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих элементов и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

- Упражнение «Шифровка».

   На листочке пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

 

5.    Если ребёнок не применяет правила при письме:

- Упражнение «Короткие диктанты карандашом»

  Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем дайте исправить ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать ошибку, а стереть ее и написать правильно. После этого обязательно сделать работу над ошибками.

Упражнение «Зоопарк».

  Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.


 

Также, Вы можете получить консультацию учителя-логопеда  по телефону или через приложение WhatsApp по номеру 89527258864 в рабочие дни с 9.00 до 15.00 Сергеева Марина Анатольевна

 

Творческие речевые игры дома

Палец вверх, Пальчиковая гимнастика, Логоритмика

 

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения