МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18"  

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛ. АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН С.МОСТОВСКОЕ

 

Официальный сайт 

   

Универсальная

 

ФГОС в действии

 22.01.2019. в МБОУ «СОШ №18» состоялся второй методический совет в форме семинара из серии методических советов по общей теме «Матрица современного урока как инструмент повышения качества учебного процесса».

Тема и содержание семинара – результат педагогической рефлексии. В ходе анализа посещенных администрацией уроков и данных самоанализа уроков было зафиксировано наиболее частое затруднение педагогов методического характера – затруднение при организации одного из этапов/подэтапов урока -  рефлексии.

Целью методического совета  явилось  определение и расширение диапазона  используемых методов и приемов педагогов школы для преодоления «проблемных зон», возникающих при составлении технологических карт уроков в рамках системно-деятельностного подхода.

Во время первой части методического семинара заместитель директора по учебной работе Ермолаева Т. А. в своем сообщении ознакомила педагогов с педагогическим определением термина рефлексия, целями рефлексии, видами, функциями, способами проведения, формами деятельности учеников,  формами предъявления результата деятельности на уроке и др., а также с особенностями рефлексивной образовательной технологии, основа которой - организация фиксации учащимися нового содержания, изученного на уроке; рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценивания учащимися собственной деятельности на уроке; фиксации неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, внесение корректив в ход учебной деятельности и т.д.

Особое внимание заместитель директора  по УР уделила особенностям формирования в ходе рефлексии объективной самооценки обучающегося, его развивающегося чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Во второй части методического совета педагогам было предложено представить коллегам один из методов, приемов, организующих рефлексию с опорой на следующую рефлексивную типологию:

1) рефлексия/ анализ настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия/ анализ содержания учебного материала;

3) рефлексия/ анализ деятельности.

Учитель химии и биологии Каманова Г.А. охарактеризовала на основе мультимедийной презентации приемы рефлексии, применяемые на уроках: организация деятельности обучающихся через выполнение учебных заданий с опорой на схемы, таблицы, формулы, графики, позволяющие зафиксировать знаково, схематично, образно и т.д. полученную информацию и/ или совершенные действия и установить наличие/ отсутствие связей между ними; заполнение обучающимися в ходе урока рефлексивных листов.

Учитель истории и обществознания Налимова Г.В. (на основе применения ММП) и учитель музыки и изобразительного искусства Садыкова Ю.Д. (на основе аудиозаписи) в форме игры провели работу с коллегами по составлению синквейнов (стихотворений из пяти строк), способу творческой рефлексии, который позволяет в художественной / образной форме оценить изученное понятие, процесс или явление,  систематизировать и оценить.

Учитель Коновалова М. О. и социальный педагог Свалова Л.Т. поделились опытом применения определенных приемов по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ («лесенка успеха», «наряди елку», «светофор», «дерево успеха»). Также педагогам было предложено «поиграть» и «оценить себя»  на основе рефлексивной карты «лесенка успеха». Процесс «деловой» игры увлек так участников, что некоторые ответы поразили всех. Логопед Сергеева М.А. передала предполагаемое эмоциональное состояние в процессе деятельности при помощи фразеологизмов: «голову сломать», «слушать краем уха»,

«шевелить мозгами».

         Учитель математики Кирпичикова Ю.Н. отметила, что уроки математики требуют, в основном,  рефлексии содержания материала для выявления уровня осознания содержания изученного. Основной представленный учителем методический прием  на основе ММП – составление кластера, обобщающей таблицы, на основе заранее подготовленных карточек с терминами, формулами, графиками, символами  и т.д. В ходе совместной работы на уроке у обучающихся развиваются следующие умения: выделять главное, ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение, переходить от частного к общему (от общего к частному), сравнивать и анализировать данные, вносить исправления, производить оценку и самооценку и т. д.

Особый интерес у коллег вызвало сообщение учителя информатики Сваловой О.М., которая продемонстрировала с помощью интерактивной доски прием «Интерактивная рефлексия», способствующий определению на любом этапе урока уровня не только эмоционального контакта, но и, самое главное, уровня осознания изученного на уроке содержания. Эстетично  оформленный материал,  например, в программе Power Point, помогает учителю быстро и качественно провести рефлексию: нажатием на соответствующую иллюстрацию/ картинку обучающиеся обозначают оценку деятельности и\ или настроения.

Директор школы Свалова О.Н. продемонстрировала электронное дидактическое пособие (выпуск №1), в основе которого описание приемов рефлексии, предлагаемых с целью применения на различных этапах урока

(самостоятельной и творческой работы обучающихся, обобщения изученного, контроля и коррекции и т.д.).

        Учитель географии Мальцева Т.Р., учитель технологии Скутина Л.В., учитель начальных классов Михалева О.А. представили следующие приемы рефлексии: «незаконченное предложение», «фреймы», «пропущенное слово», «творческие проекты», «рефлексивные таблицы» и т.д.

Итогом  работы в группах было составление «Матриц рефлексии урока», опорных таблиц методов, приемов, организующих рефлексию на этапах урока в рамках системно-деятельностного подхода, а также вывод о том, что осуществлять рефлексию можно по-разному: на отдельных этапах урока; в конце каждого урока, темы курса; на основе различных методов и приемов; вне урока (проектная, внеурочная деятельность)  - что в конечном итоге ведет к  постепенному переходу к постоянной внутренней рефлексии, к  развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

 

 

Заместитель директора по УР Ермолаева Т.А.

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения